Растительные отходы на морском дне — новая надежда в борьбе с изменением климата.
Углерод, заключённый в древесных и сельскохозяйственных остатках, может оставаться запертым на морском дне веками.
Компания Running Tide выбросила тонны древесного материала у побережья Исландии.
Морской эколог из Хайфского университета Дрор Энжел не раз слышал от своих коллег-археологов о древних кораблекрушениях на дне Чёрного моря, удивительно хорошо сохранившихся благодаря почти полному отсутствию кислорода. «Верёвки можно рассмотреть», — говорит он. — «Зрелище по-настоящему впечатляющее». Теперь Энжел намерен внести свой вклад в борьбу с изменением климата, намеренно увеличив количество обломков на морском дне — затапливая древесные отходы, чтобы углерод, который деревья накапливали при жизни, оставался заключённым в глубинах на многие века.
Энжел — научный руководитель израильской компании Rewind, одной из многих, получивших импульс благодаря волне инвестиций в технологии, способные извлекать углерод из атмосферы и надежно изолировать его. В то время как одни углеродные проекты требуют сложных машин и химии, метод захоронения наземной биомассы в море предельно прост: всё, что нужно — это буксиры, баржи и древесные отходы из лесозаготовок или сельского хозяйства.
Такой подход имеет преимущества перед другой популярной стратегией морского захвата углерода — выращиванием и затоплением морских водорослей или фитопланктона. Поскольку растительное сырьё выращивается на суше, оно не отнимает питательные вещества у морской экосистемы. Кроме того, в отличие от морского фермерства, не развернутого в промышленном масштабе, наземное сельское и лесное хозяйство уже располагает необходимой инфраструктурой. К тому же древесина прочна и плохо разлагается, а значит, углерод в ней сохраняется лучше. «Разлагателям она не по вкусу — они мало что из неё получают», — объясняет климатолог Нин Цзэн из Университета Мэриленда.
Однако одних только древесных отходов может оказаться недостаточно, чтобы победить климатический кризис. По оценке Международного энергетического агентства, чтобы удержать потепление в пределах 2°C, к середине века миру нужно ежегодно захватывать и хранить около 10 миллиардов тонн углекислого газа. А ведь древесные отходы можно затапливать только там, где поблизости есть подходящие акватории. По последним оценкам, такой метод способен за всё время утилизировать лишь несколько десятков миллиардов тонн CO₂ — лишь малую долю от необходимого.
«Наземная биомасса — не панацея», — говорит морской инженер Кейт Моран из канадской организации Ocean Networks Canada, изучающей эффективность различных методов захвата углерода. — «Но, если окажется, что рисков в нём больше, чем пользы, это всё равно будет полезная часть мозаики». А затем добавляет: «Нам нужны все инструменты, какие только есть».
Чёрное море — настоящий подарок для компании Rewind. Его нижние слои гораздо солонее верхних, из-за чего вода практически не перемешивается, и кислород туда почти не поступает. Без кислорода микробы не способны перерабатывать углерод из биомассы в парниковые газы — например, метан. Даже если немного метана и образуется, он разрушается в насыщенной сульфатами воде. А поскольку слои воды изолированы друг от друга, любые газы, возникшие в глубине, остаются там на сотни, а то и тысячи лет. «Это словно дополнительный замок на уже закрытой двери», — говорит Энжел.
Эти преимущества уже привлекли инвесторов, рассчитывающих продавать углеродные кредиты за изъятый из атмосферы CO₂. Онлайн-платформа Supercritical, торгующая такими кредитами, стала первым клиентом Rewind. Уже этим летом компания планирует начать топить биомассу в мешках из джутовой ткани — туда может попасть древесный мусор, принесённый реками, остатки от распиловки и сельхозотходы. По словам Энжела, проектом интересуются Болгария, Румыния, Турция и Грузия.
Группа Frontier Climate, заранее выкупающая будущие углеродные кредиты у стартапов в этой сфере, недавно выделила гранты в $250 000 Rewind и ещё одной компании — техасской Carboniferous. Последняя собирается топить отходы сахарного тростника в безкислородной зоне Мексиканского залива, известной как Бухта Орка. «На прибрежных фермах этого добра — горы», — говорит Морган Рэйвен, биогеохимик из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и научный директор компании. — «Если ничего не делать, отходы начнут гнить, выделять метан, и за ними придётся следить, чтобы они не загорелись». Сейчас Carboniferous подаёт заявку на разрешение на испытания в Агентство по охране окружающей среды США.
А компания Running Tide из Портленда (штат Мэн) объединила наземную и морскую биомассу в одном проекте. Она собирает древесные отходы с лесозаготовок в Новой Шотландии — которые иначе сожгли бы или оставили гнить — и прессует их в поплавки размером с баскетбольный мяч, засеивая спорами морских водорослей. Поплавки выпускают у побережья Исландии, где их подхватывает течение и несёт над глубокой зоной с низким содержанием кислорода. Со временем они намокают и тонут — вместе с проросшими водорослями. Прошлым летом Running Tide продала первые углеродные кредиты компании Shopify и утверждает, что уже затопила в Северной Атлантике десятки тысяч тонн биомассы.
Морской эколог Дэвид Ковик из некоммерческой организации Ocean Visions, ранее поддерживавшей исследования Running Tide, отмечает, что затопление древесных отходов — привлекательно своей простотой: для каждого этапа процесса уже существует технология. Это, по его мнению, сильный довод в пользу метода.
Тем не менее, выгоды пока кажутся расплывчатыми. Хотя суда — сравнительно "зелёный" способ перевозки (грузовики выбрасывают как минимум в сто раз больше углерода на километр), Энжел считает бессмысленным везти отходы за полмира только ради подходящего места. А ещё, хотя морская флора не страдает от изъятия этих остатков, сами почвы на суше могут со временем обеднеть. «Со временем мы теряем плодородие, столь важное для сельского хозяйства и лесов», — предостерегает Шарлотта Леви, биогеохимик из организации Carbon180, выступающей за расширение масштабов проектов по изъятию углерода. Она также опасается, что, по мере развития технологий, древесные отходы могут получить более экологичные применения — например, как строительный материал или добавка в почву в виде удобрений.
Цзэн соглашается: на обозримом будущем этот метод будет применим только в отдельных зонах океана. Но, по его словам, срочность ситуации требует испытать каждую идею. «Каждая заслуживает миллиарда долларов, чтобы проверить, сработает ли она».
Источник: перевод статьи Саймы Сидик, журнал Science №383
Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий:




Зверо-Видосы:
"Я верю в то,что они живы" пишет на странице: Стеллерова корова командорских островов.
30.03.2025 02:07:53
"messcer@MAIL.RU" пишет на странице: Восковая моль огнёвка и её разведение.
03.01.2025 00:15:19
Захватили мою кухню. Спасибо за информацию, познавательно.
"Рома" пишет на странице: Белые медведи пробираются по ледникам.
15.10.2024 13:36:06
Нажать "Play" (треугольник)
"медвежонок не забрался" пишет на странице: Белые медведи пробираются по ледникам.
14.10.2024 15:01:09
а как видево запустить?
"карельский тролль" пишет на странице: Ящерица прыткая.
18.05.2024 13:12:51
Спасибо большое за статью, долго искал ящерку и её описание
Последние 11 статей:
- Растительные отходы на морском дне — новая надежда в борьбе с изменением климата.
- Белый медведь охотится на тюленя.
- Охота на львов: браконьерство или защита?
- Как одноклеточный простейший вытягивает «шею» очень, очень далеко?
- Как наука сделала ставку на скромную лабораторную крысу?
- Паразитический червь может управлять своим хозяином с помощью украденных генов.
- Живые цвета прошлого
- В куске янтаря найдёт хвост динозавра с перьями.
- Как приходит осень?
- Как приходит весна?
- Калан раскалывает ракушку камнем.