Поездка в Дархадскую котловину и озеро Хубсугул на лошадях.
Ставшие традиционными поездки команды нашего журнала по заповедным местам прежде всего ставят перед собой задачу протестировать тот или иной маршрут для возможного использования его экотуристами. Наверное, отрывки из впечатлений участников уже можно воспринимать в качестве ответа на вопрос: понравится ли такое путешествие тем группам, которые смогут пройти его в будущем?
Верхом в Дархадскую котловину
В этом году нам довелось побывать в северо-западной части Монголии — на озере Хубсугул и в Дархадской котловине, которую сами монголы с гордостью называют «Затерянным миром». А Хубсугул, самое глубокое озеро Монголии, величают еще младшим братом Байкала. Оно находится на высоте 1645 м над уровнем моря (Байкал — на высоте около 500 м). Окружено озеро высокими хребтами. Живописные лиственничные леса, часто заболоченные, иногда прямо от кромки воды поднимаются вверх в горы и, чередуясь с болотами, заболоченными лугами сменяются горной тундрой, где все как полагается: карликовые березки, ивы, пушица, ягель... Правда, местами хорошо заметные «свечи» караганы, кустарника из семейства бобовых, напоминают о центральноазиатском расположении этих тундр.
Дархадская котловина также окружена высокими горами и находится западнее озера. Это удивительное место, представляющее собой ровную, как стол, поверхность, покрытую сухими степями, прорезанную разветвленной сетью рек и небольших озер. Издревле котловина используется как летние пастбища. Но путь сюда непрост: по лесам и болотам, через реки и горные перевалы, часто под дождем и снегом. И в наши дни кочуют монголы со своими стадами и хозяйством каждый год весной и осенью на лошадях, на яках.
Карта гор и окресностей озера Хубсугул
* * *
Не секрет, что каждый раз в новом месте при знакомстве с новыми лошадьми охватывает волнение. Что за кони, как будут себя вести... Ведь на много дней ты вверяешь себя, без преувеличения свою жизнь этому животному. Пути назад не будет, только вперед. Договоримся ли?!
«Невысокие у нас лошадки», - как-то виновато улыбаясь, говорят наши проводники-монголы. А мы, глядя на лошадей, скорее напоминающих пони, думаем: «Как хорошо, что груз поедет на специальных вьючных лошадях. Тут и без груза-то страшновато садиться, а уж тем более по 50-60 км в день проезжать...
Но уже через пару часов стало понятно, какие это выносливые, послушные, вменяемые животные. Им не страшен ни подъем, ни спуск, ни болота, ни переправы через реки. Не боятся они ни камней под копытами, ни колышущейся поверхности топкого болота, ни стремительной воды горной реки. Чувствуешь себя верхом на этой небольшой лошадке необыкновенно защищенным и уверенным.
* * *
Наводя справки перед экспедицией, мы уже знали о древней породе местных лошадей, мало изменившейся со времени объединения монгольских племен Чингисханом в единое государство в XII веке.
По мнению ряда ученых, происходит она не от местных диких коней (лошадей Пржевальского), а от особой северной расы тарпана, называемого джунгарским.
«Отличается мелкорослостью (высота жеребцов — 128 см, кобыл - 127 см), массивной широколобой головой, короткой шеей, длинным цилиндрическим корпусом с низкой холкой, короткими, но сухими конечностями, небольшими прочными копытами. Шерсть густая, грубая. Масть обычно серая и гнедая, реже — рыжая, саврасая, буланая и вороная.
Разводят лошадей монгольской породы табунным способом при круглогодичном содержании на подножном корме. Идеально приспособлены к суровым условиям континентального климата. Неприхотливы и могут обходиться минимальным количеством воды и скудными пастбищами. В благоприятных условиях быстро накапливают подкожный жир, помогающий переносить бескормицу зимой и во время засухи.
Озеро Хубсугул
Обладают высокой работоспособностью под седлом, вьюком и в упряжи. При ежедневной работе за сутки проходят под всадником 70—80, а в однодневных переходах — до 100—120 км. К лошадям монгольского типа, живущим в табунах и у кочевых народов, относятся: киргизская, калмыцкая, башкирская, донская, амурская, кашгарская, карабаирская, забайкальская и минусинская породы».
* * *
Боже, а что это за седла?! Наверное, остались от самого Чингисхана. Хорошо, что из Москвы мы взяли подушки. Перевозка багажа — вообще сцена из позапрошлого века, но наши вещи старательно нагружены, вернее навешаны и привязаны. Вот уже вся экспедиция восседает на лошадях, «вьюченки», как мы их любовно называли, тоже готовы, и мы отправляемся в путь.
* * *
Такое впечатление, что они вовсе не умеют ходить шагом. Только чуть выбрались из трясины или реки — и вперед рысью, галопом, галопом, рысью... Уже к концу первого дня перехода мы все без исключения с уважением смотрели на наших невысоких, устойчивых, неутомимых четвероногих друзей. Теперь предстояло не ударить в грязь лицом нам, всадникам. Ведь это были только первые 40 км пути. А уже пригодились и физическая подготовка, и опыт верховой езды. Впереди еще много километров пути по древним кочевым дорогам монголов с зимних на летние пастбища и обратно. Правда, мы идем, можно сказать, налегке: ни юрт с собой не везем, ни скот не перегоняем. А представляют собой эти «дороги» еле видимые тропы (а иногда видимые только лошадям) по разветвленной сети долин, прорезающих горные цепи, через болота и заболоченные леса, поднимающиеся на перевалы с ледниками и снежниками, с многочисленными ручьями и речками, питающими с одной стороны озеро Хубсугул, а с другой — реки Дархадской котловины. И все эти красоты под проливным дождем, по крайней мере большую часть времени. А на перевале и с градом — для разнообразия.
* * *
Даже в нашей любящей быструю езду команде время от времени раздавался жалобный голос, выражавший всеобщую надежду: «Может быть, пошагаем немножко?..» Такое впечатление, что лошади не устают. Однажды после 14-часового (!!!) маршрута мы все, включая наших проводников, попадали еле живые. Утром с трудом выползаем из палаток, чтобы успеть просушиться до следующего дождя. Каково же было наше удивление — наши лошадки бодры и веселы, и готовы бежать дальше.
* * *
А как они виртуозно ходят по болотам! Главное - им не мешать. Каждая выбирает свой путь сама, иногда соглашается с впереди идущим товарищем, иногда нет. Присматривается и даже принюхивается к воде, а потом принимает решение, куда ставить ногу. Сидишь и думаешь: «Все обошли эту лужу рядом и то по брюхо провалились, а мой конь смело шагает в воду». И, оказывается, там лучше всего - твердая земля под ногами. Главное — на дереве не остаться. Лошадь же не следит, впишешься ты в пируэт или нет.
* * *
Удивительное это озеро Хубсугул. Холодное, прозрачное, как зеркало, куда смотрится небо. А еще оно может быть каким-то неправдоподобно синим. Иногда укутывается в облака. И тогда вообще теряешь ощущение расстояния и реальности.
* * *
Что для меня Монголия? Затерянный мир... Озеро, горные цепи, реки и болота, беленькие юрты, лохматые яки... Приветливые и гостеприимные хозяева, с неподдельным интересом рассматривающие гостей. Густые, коротко постриженные гривы, внимательные глаза и лохматые уши коней... А еще радуги, яркие, одна над другой, после дождя и перед ним.
Кстати о дожде: сказать, что «как из ведра» — допустить неточность. Льет — не капает, не моросит, именно льет. Быстро начинается и так же заканчивается. Но за это короткое время промокает все и насквозь, никакие изощренные средства защиты не спасают. Но при этом тишина и покой - внутренний, наполняющий душу. Ощущение вечности и огромное желание приехать еще раз. Хотя бы раз...
* * *
По дороге к месту нашей первой ночевки на озере Хубсугул мы встретили необычных животных разных окрасов, размеров и лохматости — это яки. Они мирно паслись вдоль пути нашего следования. И еще много раз мы встречали этих загадочных животных. Ну, все правильно — в Подмосковье стада коров, а в Монголии яки, чего тут удивляться...
* * *
Нас пригласили переночевать в белые войлочные юрты. Как же мы все полюбили эти уютные и гостеприимные жилища! Озеро... Такое холодное и прозрачное, окаймленное горами, на которых рождаются облака и стекают с высоты, придавая природе еще больше загадочности. Ужин здесь же на берегу под навесом. Оторвать взгляд от озера — невозможно и мы, как завороженные всматриваемся в его воды.
* * *
Дорогие наши кони, как же мы к вам привязались! С такими сильными, верными и умными животными армия Чингисхана могла завоевать и весь мир! Теперь мы это знаем. Расставание было грустным, каждый увез с собой прядку из гривы своего коня, а в душе огромную благодарность к ним.
Если бы меня попросили написать несколько слов на тему: «Монголия - это... страна сильного народа, маленьких лошадей, край болот и радуг!»
Использованы фото и отрывки из дневников М. Шадриной, О. Орловой, А. Полосухиной, А. Буглака, А. Аболиц.
Источник – журнал «В мире животных», №12 2005.
Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий:
Зверо-Видосы:
"карельский тролль" пишет на странице: Ящерица прыткая.
18.05.2024 13:12:51
Спасибо большое за статью, долго искал ящерку и её описание
"Олег" пишет на странице: Циногнат – прародитель современных млекопитающих.
01.05.2024 03:11:17
Какие ж они тебе "динозавры зверообразные"? Это зверозубы, они же звероящеры, они же синапсиды. Я понимаю, что ребенок мог бы брякнуть такое, поскольку динозавром считает любого земного монстра. Но давайте тогда может запишем туда и крокодилов, и акул? Это так не работает. Не любой древний ящер является собственно динозавром, в них даже не попадают птерозавры и ихтиозавры, потому что это уже другая ветка. А вы туда зверей записали? Серьезно?
"." пишет на странице: Как и где живёт пума - одна из самых завораживающих представителей кошачьих.
17.04.2024 14:33:08
Я все уже это знаю. Но закрепить тоже можно.Статья класс.
"софа" пишет на странице: Гребнепалая ящерица Шрайбера.
28.03.2024 20:11:38
найти бы ему пару чтоли как то ,но я таких не встречала в обьявлениях .вот почти год уже он со мной
"софа" пишет на странице: Гребнепалая ящерица Шрайбера.
28.03.2024 20:10:05
ну да
Последние 11 статей:
- Мешкокрылая летучая мышь из Новой Зеландии.
- Охота таутары. Смертоносные зубы гаттерии.
- Миграция тысяч оленей карибу.
- Движение солнца во время летнего солнцестояния.
- Попугаи киа дерутся.
- Горный попугай киа в снегах.
- Саранча. Супер рой.
- Рост травы в ускоренной съёмке.
- Медведица ведет малышей кормить.
- Белые медведи пробираются по ледникам.
- Пингвины хотят рыбачить, но их смущают морские котики.