ЗвероСайт
сайт про зверей
 ≡ Главная

X (закрыть меню) X

Почему люди обожествляют хищных и опасных животных?

Раздел: Интересное о животных. Дата (опубликованно): 07-05-2019 11:10

На российских телеэкранах с четверга 12 января 2006 года в 23-00 по московскому времени начинается премьерный показ фильмов цикла «Боги и демоны», рассказывающего о мистических свойствах, которыми человек издревле наделял некоторых животных.


Человек с крокодилом

Истоки такого отношения лежат в тех далеких временах, когда человек лишь «приступал» к абстрактному мышлению, переходя от сравнительно простых рефлекторных связей между причиной и следствием к ассоциативному анализу того, что происходило вокруг него. Вообще, представить себе психологию того существа, которое хоть и стояло уже на двух ногах, но еще не обладало ни способностью к столь сложному общению с себе подобными, ни возможностью сохранить, запечатлеть полученную информацию, ни средствами получения ее с расстояния, превышающего область своего индивидуального зрения, обоняния и слуха, практически невозможно. С другой стороны, названные органы чувств были значительно острее и их дополняли те, которые большинство современных людей либо утратило вовсе, либо разучилось доверять им. Как бы то ни было, самые первые из дошедших до нас представлений о сверхъестественном связаны с самым естественным, что окружало людей в то время, и животные занимали в этом списке главенствующие места.


Крокодил атакует человека

Так, крокодилы, появившиеся на Земле сотни миллионов лет назад, доносящие до наших дней отзвук эпохи расцвета пресмыкающихся, были объектом поклонения как в древнем Египте, где Собек, бог-крокодил, считался одним из самых могущественных, так и в современной Африке, в Мали, Буркина-Фасо и республике Чад.


Крокодил нападает на человека

Хотя «человек цивилизованный» уже более полувека как поставил крокодилов под угрозу вымирания, используя их кожу в модных изделиях. Уж не месть ли это за былые страхи?


Ужасный крокодил

Змеи в иудейско-христианских и мусульманских представлениях были связаны со злом и дьяволом непосредственно, а в других культурах их воспринимали как священных животных, приносящих желанный дождь. Североамериканские индейцы племени хопи до сих пор исполняют ритуальный танец с гремучими змеями, в Индии отмечают их праздник, а в Бирме жрицы сопровождают прошение о спасении своей деревни целованием королевской кобры.


Встреча с питоном

Демонизация этих животных, ожидание от них беды сохранились и в западной культуре. Достаточно вспомнить, как устойчиво они лидируют в качестве персонажей и «главных героев» фильмов ужасов, где наделяются невероятными размерами, агрессивностью и коварством. Но об их мистических, сверхъестественных свойствах уже не упоминают. Конечно, иначе не удалось бы бравому супермену разделаться с монстром при помощи динамита или другого оружия, к чему собственно и сводится вся интрига подобного фильма. Более чуткие к природе древние и примитивные народы предпочитали не воевать, а договариваться, если надо умолять, заклинать потенциальных врагов.


Агрессивная акула кидается на клетку

Но вот какая любопытная особенность — обожествляются и демонизируются, как правило, представители опасных или потенциально опасных для самого человека видов.


Китовая акула

Обратимся за ответом к статье выдающегося этолога Виктора Дольника «Кто сотворил творца?» Вот что он пишет:


Китовая акула с разинутым ртом

«...Как понять обожествление хищных птиц и змей? А ведь оно тоже распространено по всей Земле. Тут и римский орел, и богиня Афина — сова, и бог солнца Ра — сокол, и его друг, змей Мехен, и кобра — символ Северного Египта, и гриф — символ Южного Египта, и змеи, и орлы американских цивилизаций. Да и первым подвигом Геракла было убийство змеи. А это как раз тот тупиковый случай, который без этологов понять невозможно. Потому что виной всему — очень древняя инстинктивная программа.

Человекообразным обезьянам и человеку из-за их крупных размеров хищные птицы, совы и змеи не опасны. Но небольшие древесные обезьяны очень боятся их всех.

Некоторые из них, например орел-обезьяноед, специально охотится на обезьян. И обезьяны имеют врожденные программы страха, срабатывающие при виде хищных птиц и змей или их моделей. Отдаленные предки человекообразных были небольшими древесными приматами, и для них это были опасные хищники. Человекообразные обезьяны сохранили эту программу: все они приходят в возбуждение при виде хищной птицы или змеи. Сохранили ее и мы, поэтому люди тоже иррационально побаиваются этих совсем не крупных хищников. Древней программе дела нет до того, что они давно уже не могут нас сожрать. При виде орла или змеи она командует: «Осторожно! Родной хищник!» Так хищные птицы и змеи оказываются в нашем подсознании в одной компании с крупными кошками, столь же легко становятся предметами культа, символами, объектом бесчисленных суеверий и примет. Все же, видимо, для подсознания примата сильнее кошки зверя нет: согласно египетскому мифу, когда богу солнца Ра, изображаемому соколом, потребовалось сразиться со змеем Ими-Ухенеф, он на всякий случай принял образ кошки и в таком облике зарезал змея ножом.

Кошачьи, хищные птицы и змеи вызывают в людях восхищение, особенно если увидеть их в движении. Из-за того, что они прекрасны, они занимают такое большое место в изобразительном искусстве: не меньшее, чем цветы, и большее, чем красивые насекомые и птицы.

Вдумайтесь в парадокс: наши враги, наша родная смерть — и вдруг не отвратительная, а зачаровывающая. И в этом повинна инстинктивная программа. Она как бы требует от животного, увидев «родного» хищника, внимательно наблюдай за ним с безопасного расстояния или места, следи за каждым его движением, каждой повадкой, оцени по достоинству его ловкость и мастерство, готовься к встрече с ним, она может стать последней, если ты его недостаточно изучил или недооценил! Фактически программа требует быть неравнодушным к хищнику, любоваться им и восхищаться.

Теперь пора рассказать о еще одной, довольно широко распространенной среди животных программе — поисков покровителя. Крупное сильное животное другого вида можно использовать как средство защиты. Маленькая рыбка амфитрион прячется от врагов у ядовитой хищной актинии. Воробей, поселившись в гнезде хищной птицы, защищен от мелких хищников. Аисты и ласточки пользуются нашей защитой, селясь на домах. Убегая от некрупного хищника, мелкое животное пробегает рядом с крупным. В результате преследователь наскакивает на крупное животное, а оно его, естественно, за такую наглость атакует. Заметьте, что в этом случае защитник — мнимый, т.е. он защищать не собирался, но эффект тот же, как если бы он действительно защищал. Эта программа отчетливо просматривается у маленьких детей. Не зря так популярны среди них мультфильмы, в которых маленькое животное все время обдуривает своего хищника, прибегая к разным реальным и мнимым защитникам. Дети обычно создают себе и воображаемых покровителей. То же делают и взрослые. И эту же программу используют власть и религия».

Так объясняет популярность агрессивных видов Виктор Дольник, но как объяснить сравнительно спокойное, неподобострастное отношение человека к тем, кто не враждебен, а дружествен ему?

Казалось бы, кто из животных может быть полезнее для человека-земледельца, чем насекомоядная птица, уничтожающая вредителей, или обитающие в почве беспозвоночные, обеспечивающие плодородие? Причем в том, что, не имея дипломов, древние земледельцы хорошо представляли себе экологические закономерности, лично я не сомневаюсь. Но вот вспомнить культа воробья или дождевого червя не могу... А дельфины, которые согласно легендам и современным данным могут прийти на помощь тонущим морякам или рыбакам, стали ли они объектами поклонений, прошений о защите и спасении? Более того, питающая большую часть человечества корова обожествляется гораздо реже, чем разнообразные крупные хищники. Получается, что реальные крокодилы, змеи и акулы могли либо нанести вред человеку, либо просто не тронуть его, и это уже почиталось за благо, об этом могли просить духов этих животных те, кто поклонялся и поклоняется им. То есть сформулированный Гиппократом принцип «не навреди» некогда мог звучать как молитва, воззвание к высшему, а точнее к более сильному «соседу по природе».

Автор – Александр Аболиц.

Источник – журнал «В мире животных», №1 2006.



Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий:
Имя или e-mail:

Подпишись на зверский контент, будь Человеком!
VK OK FB
Последние 11 статей:
Наверх
Наверх

ЗвероСайт - сайт про зверей.
Связаться с админом: admin(собака)zverosite.ru