Птицы гор Северного Кавказа. Теберда.
Ноябрь и декабрь, в определенном смысле слова, время отдыха натуралиста от бурных событий в жизни природы весной, летом и осенью, в сентябре-октябре. Правда, нужно оговориться, все это так именно для российского натуралиста, живущего в суровой северной части евразийского континента. Скажем, для бедвотчеров («наблюдателей птиц») Англии, Дании и Германии, да и почти везде по северному побережью Европы, с ноября по февраль — время активной работы. Ведь летом здесь были только свои гнездящиеся птицы, которых не так уж много по числу видов и которые уже хорошо известны со времени детских экскурсий. А осенью через север Европы летит огромная армия арктических пернатых. Многие ее представители на всю зиму задерживаются у побережий Северного моря, а в городах и селах Западной Европы оседает немало наших лесных и полевых птиц. Именно в это время залетают в европейские страны многие диковинные для тамошних натуралистов сибирские птицы. В общем, скучать не приходится. У нашего натуралиста такой бурной радости нет, зато можно наконец спокойно посидеть дома, занести в журнал или в компьютер наблюдения за природой, эмоционально отдохнуть от калейдоскопа событий весны, лета и двух месяцев осени. Но как долго настоящий натуралист может просидеть за компьютером?
Зима в Теберде
Закончился унылый ноябрь, прошло первое наслаждение лыжными пробежками по заснеженному декабрьскому лесу, и очень скоро захотелось снова услышать пение птиц. После Нового года, а чаще уже после Рождественских праздников начинают у нас звонко петь большие синицы. Но все-таки этого мало, и хочется чего-то большего, хочется более скорого ощущения весны. И это возможно. Для этого совсем не обязательно уезжать на берега Красного и Средиземного морей или еще дальше, куда-нибудь в Индию или Таиланд. Приближение весны можно ощутить в январе на Кавказе и в Крыму, причем не на черноморских курортах, а в горах, например, в знаменитой Теберде.
Лебеди
В горах проявляется то, что называют температурной инверсией. В укрытых от ветра заснеженных горных долинах застаивается нагретый за день солнцем теплый воздух, и здесь теплее, чем внизу, на степных просторах юга России, где гуляют ветра, снега меньше, а мороз сильнее, особенно ночью. В долине Теберды в январе весь день купаешься в лучах яркого солнца, которого, бывает, почти не видишь в Москве в течение зимы. Заснеженные ели и пихты напоминают картинки сказочных лесов, над ними вздымаются белоснежные вершины гор, а быстрые горные речки лишь отчасти покрыты льдом, образующим на перекатах и водопадиках замечательные скульптурные натюрморты из ледяных пещерок, «сталактитов» и других замысловатых фигур. Неважно, что морозец, — яркое горное солнце успевает хорошо разогреть вершины деревьев, с которых доносится пение поползней и синиц. Из синиц больше других поет лазоревка (у нас-то она распоется разве что в начале-середине марта), а из поползней — маленький черноголовый поползень, эндемик хвойных лесов Западного Кавказа. Его трудно увидеть и сфотографировать, поскольку он не на стволах, как наш европейский поползень, а все больше, подобно королькам и московкам, в хвое крон высоких елей и пихт. Оттуда раздается его сильная своеобразная песенка, напоминающая крик небольшого сокола.
Оляпка (cinclus cinclus)
В усадьбе Тебердинского заповедника, расположившейся на высокой террасе долины реки под прикрытием хребта, зимой держится множество птиц. Кроме синиц и поползней, — сойки, черные дрозды и даже крошечные королевские вьюрки. Есть здесь и лебеди-шипуны. Тройку красавцев лебедей приютил на небольшом прудике Игорь Ткаченко, орнитолог заповедника, выкормивший из своих рук многих зверей и птиц. К утру поверхность прудика едва покрывается корочкой льда, и лебеди без труда ломают его массой своего тела. Помогает подкормка, без которой им, конечно, не выжить в зимнее время. А где подкормка, там и другие пернатые. На кустах вокруг прудика, рядом с мисочкой с зерном, дежурят черные дрозды и горные овсянки. Все спокойно, и птицы без страха собираются вокруг кормушки. Особенно интересно понаблюдать за горными овсянками, ведь этот предгорный вид не увидишь на равнинах европейской части России. Сойки тоже не брезгуют даровым зерном, а на кустики омелы, паразитирующей на ветвях буков, залетают дрозды дерябы. Однако главное ощущение «весны в январе» не здесь, а на реке Теберде, где темные струи воды несутся меж камней и обледенелых берегов. Повсюду на реке, буквально через каждый километр, сидят на льду и камнях темные птички с белой грудью и мелодично поют. Это оляпки, увидеть которых мечтает любой натуралист. Ведь это единственные воробьиные птицы, которые способны нырять и бегать по дну под водой. Летом увидеть оляпок сложнее, поскольку они рассредоточиваются по высокогорным ручьям и речкам. Зимой же эти горные птички спускаются вниз, к большим рекам, и нередко их скапливается много на одном участке реки. В январе оляпки уже вовсю поют, гоняются друг за другом, но подойти к ним на близкое расстояние нелегко. Больше шансов получить удачную фотографию из «засидки», спрятавшись за валуном в местах, наиболее часто посещаемых двумя-тремя птичками.
Горная овсянка (Emberiza cia)
Зимой день короток и в горных ущельях тем более. Все съемочное время укладывается в 5—6 часов, но это по-настоящему радостные часы, когда снег сверкает на солнце, журчит вода, щебечут и поют птицы; когда жарко в свитере, а не только в пуховой куртке. А вечером, возвратившись в теплый домик, можно просмотреть отснятый материал на компьютере, отсеять плохие кадры, доработать хорошие, записать подборку на диск. В этом несомненное преимущество цифровой фотографии над пленочной — можно все сразу оценить и, если что-то не то, повторить или улучшить. В первую очередь это касается, конечно, фотоанималистики, где съемка идет в динамичном режиме и где всегда из отснятой серии отбираются лучшие кадры. Кроме всего прочего, экономия на пленке получается значительная. Если же мы снимаем зимние пейзажи, то следует предпочесть пленку, поскольку даже очень серьезная «цифра» страдает (пока, по крайней мере) неполнотой цветовых оттенков.
Чёрный дрозд (Turdus merula)
Увы, любая поездка, любая вылазка на природу когда-то кончается, и, что себя обманывать, возвращение домой тоже приятно. Но только на несколько дней, а потом заново начинается тоска по весне и природе. Такова уж неспокойная природа натуралиста.
Зяблик (Fringilla coelebs)
Московка (parus ater)
Автор – Виктор Смолянинов. Фото – К. Михайлова. Источник – журнал «В мире животных», №1 2006.
Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий:
Зверо-Видосы:
"карельский тролль" пишет на странице: Ящерица прыткая.
18.05.2024 13:12:51
Спасибо большое за статью, долго искал ящерку и её описание
"Олег" пишет на странице: Циногнат – прародитель современных млекопитающих.
01.05.2024 03:11:17
Какие ж они тебе "динозавры зверообразные"? Это зверозубы, они же звероящеры, они же синапсиды. Я понимаю, что ребенок мог бы брякнуть такое, поскольку динозавром считает любого земного монстра. Но давайте тогда может запишем туда и крокодилов, и акул? Это так не работает. Не любой древний ящер является собственно динозавром, в них даже не попадают птерозавры и ихтиозавры, потому что это уже другая ветка. А вы туда зверей записали? Серьезно?
"." пишет на странице: Как и где живёт пума - одна из самых завораживающих представителей кошачьих.
17.04.2024 14:33:08
Я все уже это знаю. Но закрепить тоже можно.Статья класс.
"софа" пишет на странице: Гребнепалая ящерица Шрайбера.
28.03.2024 20:11:38
найти бы ему пару чтоли как то ,но я таких не встречала в обьявлениях .вот почти год уже он со мной
"софа" пишет на странице: Гребнепалая ящерица Шрайбера.
28.03.2024 20:10:05
ну да
Последние 11 статей:
- Мешкокрылая летучая мышь из Новой Зеландии.
- Охота таутары. Смертоносные зубы гаттерии.
- Миграция тысяч оленей карибу.
- Движение солнца во время летнего солнцестояния.
- Попугаи киа дерутся.
- Горный попугай киа в снегах.
- Саранча. Супер рой.
- Рост травы в ускоренной съёмке.
- Медведица ведет малышей кормить.
- Белые медведи пробираются по ледникам.
- Пингвины хотят рыбачить, но их смущают морские котики.