Корковые водоросли Чёрного моря.
Сестонофаги — главная по численности и массе экологическая группа животных морского дна. Общим у всех этих существ является способ питания: морские желуди и сидячие черви, актинии и гидроиды, губки и мшанки, моллюски и асцидии - все они отфильтровывают в потоке воды сестон - любые съедобные частицы как живые (планктон), так и неживые (кусочки мертвой органики — детрит). В высокопродуктивном Черном море детрита образуется много, и недостатка в пище у «живых корок» нет. Более того, в прибрежных водах переработать весь детрит не в состоянии ни животные-сестонофаги, ни бактерии, и он постоянно накапливается на дне в виде ила. В Черном море, начиная с глубины 15-20 м, все кажется припорошенным серой пылью — это и есть осадок детрита.
Литотамнион – красная известковая корковая водоросль.
В других морях сообщества сестонофагов могут выглядеть совсем по-другому. В прошлом году мы писали о подводном мире Капского берега Южной Африки (см. журнал «В мире животных» № 11/2005). Там, в постоянно теплой воде течения мыса Игольного, и общая масса донных организмов больше, и живут они дольше. Мшанки, гидроиды, губки и актинии там крупнее, а преобладают среди сестонофагов кораллы, которых в Черном море нет из за низкой температуры зимой и низкой солености.
Корки бурой водоросли занардинии выдерживают недостаток света и конкуренцию с более сложно устроенными водорослями на глубине больше десяти метров.
Но среди живых корок есть и те, кто питается совсем по-другому. Потому что они вообще не животные — это корковые водоросли. Конечно, почти все многоклеточные водоросли являются обрастателями, но некоторым свойственна именно корковая форма слоевища (таллома). Она придает большую устойчивость к разрушительному действию волн - это ведь главный фактор, ограничивающий жизнь на мелководье. Некоторые корковые водоросли устойчивы к обсыханию: обратите внимание на черные пятна на камнях, прямо над урезом воды, - это бурая корковая водоросль ральфсия (Ralfsia sp.). Она даже и на что-то живое не очень похожа, может совсем высохнуть, а смоченная брызгами прибоя оживает. Зона заплеска — экстремальное местообитание, не так много видов животных и растений в Черном море приспособилось жить в условиях периодического высыхания и резких перепадов температуры. Но зато те, кто приспособился, имеют меньше конкурентов. Водоросль ральфсия, червь спирорбис, моллюск митилястер, можно насчитать еще несколько видов... Это - чемпионы выживания. На берегах большинства морей и океанов, в приливно-отливной зоне процветают богатые, разнообразные литоральные сообщества; живущим там организмам надо переждать отлив — и с приходом воды жизнь возобновляется. В Черном море приливы ничтожно малы - не больше нескольких сантиметров, на фоне волн они вообще незаметны; над водой остается только зона заплеска, в которой выживают лишь самые выносливые - корковые обрастатели.
Зеленушка-перепелка (Symphodus tinca) выдвинула зубы и нацелилась грызть скалу.
Вернемся в воду: самая обычная корковая водоросль черноморского мелководья — литотамнион (Lithothamnion lenormandi). Она образует очень красивые малиново-розовые корки, внутри них видны кольца роста - похоже на лишайники, растущие на камнях на суше. Если попробовать на ощупь, поскрести эту корочку, она окажется твердой, но хрупкой — крошится, как мел; это известковый скелет литотамниона.
Самец крупной зеленушки - рулены (Symphodus tinсa) объедает живые корки с камня.
Красные корковые водоросли покрывают камни на мелководье. Глубже меньше света, водорослям там расти труднее, а главное — там уже ослабевает действие волн, и явное преимущество получают более сложные водоросли с разветвленными талломами. Однако и глубже 10-15 м есть виды корковых водорослей, которые выдерживают конкуренцию, например, бурая водоросль занардиния (Zanardinia sp.).
Морской карась зубарик (Diplodus puntazzo).
Сами живые корки служат пищей многочисленным рыбам-обгрызателям. Большую их часть составляют зеленушки, которых у наших берегов Черного моря не меньше пяти видов. Челюсти зеленушек выдвигаются, передние резцы образуют крепкие щипцы, которыми эти рыбы крошат раковины митилястеров и морских желудей, трубки червей — зеленушки вгрызаются в камни так, что вокруг них расплываются облака измельченного субстрата. Более крупные обгрызатели — морские караси – ласкири и зубарики; их длинные, выпяченные изо рта резцы похожи на заячьи: зайцы ведь тоже любят грызть кору (это называется конвергенция).
Улитка гибула очищает камень от быстро возобновляющейся пленки жизни на его поверхности - до того как корки станут толстыми и крепкими.
Помимо рыб, молодые корковые организмы кормят брюхоногих моллюсков и хитонов, соскребающих их с камней языками-терками. На мелководье это в первую очередь улитки гибулы (Gibbula divaricata); но стоит обрастателям увеличиться в размерах, и они становятся недоступными для моллюсков. На камнях у берега мелкими морскими желудями питаются и морские собачки.
Это конец веревки, свисающий с пирса - его не узнать: за неделю он оброс колонией асцидий, на ней уже поселились креветки.
Обрастатели конкурируют за субстрат для прикрепления. Когда появляется свободная поверхность, первой ее захватывают быстрорастущие виды — балянусы, мшанки, которые вырастают за считанные дни. Но на них и между ними вскоре начинают расти двустворки — мидии и митилястеры, а также губки, водоросли; вскоре они же становятся доминирующими видами. Зато теперь обрастатели могут использовать эти, наиболее приспособленные и долгоживущие виды, в качестве вторичного субстрата: створки мидий и стволы водорослей обрастают морскими желудями, трубками червей, губками, асцидиями, водорослями. Так формируется сообщество обрастателей. Построят пирс на песчаном пляже, и уже через неделю на его столбах разовьется сообщество, свойственное твердому грунту. А когда обрастатели немного подрастут, среди них находят себе убежище и подвижные обитатели каменистого дна — крабы, креветки, улитки, морские собачки, зеленушки, бычки... Стоит такая колонна пирса в воде, упирается в песчаное дно и является островком тверди среди моря зыбучего песка, отдельным миром для ее обитателей — живущие на ней подвижные животные не покидают ее всю свою жизнь. Огромные и разнообразные сообщества обрастателей развиваются на нефтяных платформах, совсем небольшие — на поплавках рыбачьих сетей или бутылке, брошенной в море, на раковинах моллюсков и панцирях крабов. Сообщества обрастателей, выросшие на искусственном субстрате, могут приносить вред: например, морские желуди, сидячие черви и водоросли, покрывая днище корабля, сильно замедляют его ход. В давние времена это было напастью мореплавателей — команда затрачивала немало усилий на очистку днища корабля; потом изобрели ядовитую краску — сурик (в ее состав входит очень токсичный элемент - сурьма), личинки обрастателей гибнут на таком субстрате, не успев вырасти.
Тапок поплавал в море недолго и весь покрылся обрастателями: митилястеры, на них - морские желуди, на желудях – мшанки.
Есть и такие морские обрастатели, которых люди ценят очень высоко, специально выращивают, заботятся о них. Это мидии, морской деликатес. На мидийных фермах, с помощью системы якорей и поплавков, вывешивают в море канаты-коллекторы. Зимой и весной на них осаждаются личинки мидий, прикрепляются биссусными нитями - и растут. Когда мидии достигают 4-5-сантиметровой длины (это коммерческий размер), урожай собирают, поднимая на палубу коллекторы и счищая с них моллюсков. Черное море не очень благоприятно для морской аквакультуры — мало закрытых от штормов бухт (шторма срывают якоря коллекторов, рвут и запутывают их), нет приливов, вентилирующих плантацию, скорость роста моллюсков невысока из-за холодных зим. Тем не менее и в таких условиях растить мидий — получается: в Большом Утрише, рядом с Анапой, Сергей Паньков и его товарищи уже двадцать лет — каждый год снимают урожай мидий, а последние несколько лет научились растить и тихоокеанскую гигантскую устрицу.
Даже быстрое вращение вала корабельного винта - не помеха сидячим червям, губкам и водорослям: живут, растут и размножаются на сумасшедшей карусели.
Мидии хорошо растут там, где есть активные течения, приносящие этим моллюскам их пищу - планктон. О черноморском (и не только) планктоне - в следующих номерах.
Работа на мидийном коллекторе.
Мидийный коллектор.
Автор: Александр Вершинин. Фото автора. Источник: журнал «В мире животных», 2006, № 3
Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий:
Зверо-Видосы:
"Волкообразный гиеноневидная недолиса" пишет на странице: Гиена полосатая и другие.
10.10.2024 02:23:23
Асманский дьявол р приносит вред быту и кладбищем, ворон больше выскакивает во время приёма пищи из общего стола.две гиены не могли растащить всех ССОР.И даже затащить)))
"карельский тролль" пишет на странице: Ящерица прыткая.
18.05.2024 13:12:51
Спасибо большое за статью, долго искал ящерку и её описание
"Олег" пишет на странице: Циногнат – прародитель современных млекопитающих.
01.05.2024 03:11:17
Какие ж они тебе "динозавры зверообразные"? Это зверозубы, они же звероящеры, они же синапсиды. Я понимаю, что ребенок мог бы брякнуть такое, поскольку динозавром считает любого земного монстра. Но давайте тогда может запишем туда и крокодилов, и акул? Это так не работает. Не любой древний ящер является собственно динозавром, в них даже не попадают птерозавры и ихтиозавры, потому что это уже другая ветка. А вы туда зверей записали? Серьезно?
"." пишет на странице: Как и где живёт пума - одна из самых завораживающих представителей кошачьих.
17.04.2024 14:33:08
Я все уже это знаю. Но закрепить тоже можно.Статья класс.
"софа" пишет на странице: Гребнепалая ящерица Шрайбера.
28.03.2024 20:11:38
найти бы ему пару чтоли как то ,но я таких не встречала в обьявлениях .вот почти год уже он со мной
Последние 11 статей:
- Мешкокрылая летучая мышь из Новой Зеландии.
- Охота таутары. Смертоносные зубы гаттерии.
- Миграция тысяч оленей карибу.
- Движение солнца во время летнего солнцестояния.
- Попугаи киа дерутся.
- Горный попугай киа в снегах.
- Саранча. Супер рой.
- Рост травы в ускоренной съёмке.
- Медведица ведет малышей кормить.
- Белые медведи пробираются по ледникам.
- Пингвины хотят рыбачить, но их смущают морские котики.