Питание различных хомякообразных.
Большинство хомяков по характеру своего питания может быть отнесено к эврифагам. Исходным для группы типом питания был, по-видимому, белковый тип растительного питания (Воронцов, 1962а, 1962б).
Таблица 1. Соотношение растительных и животных кормов у хомячков Тувы (% по весу на 1 пару защечных мешков) в июне—июле 1958—1959 гг. (по Флинту, Головкину, 1961).
Семена и зерна составляют основную часть рациона Oryzomys (Hamilton, 1943). Широкий набор кормов белкового типа характерен для Peromyscus и Reithrodontomys. Так, Peromyscus leucopus, замещающий в широколиственных и смешанных лесах Сев. Америки Apodemus flavicollis, питается семенами, орехами и насекомыми (Burt, 1957). Замещающий A. sylvaticus североамериканский Peromyscus maniculatus в лесах и на вырубках пихты Дугласа питается в основном семенами хвойных и насекомыми (Tevis, 1956).
Всеядностью с преобладанием калорийных кормов в питании характеризуются занимающие на Галапагосе нишу Rattus хомяки из рода Oryzomys (s. str.) и эндемичного рода (подрода?) Nesoryzomys. Oryzomys bauri поедает растения, прямокрылых и других насекомых, крабов, скорпионов, мелких рыб, ящериц, гекконов; столь же разнообразен режим питания Nesoryzomys narboroughi (Brosset, 1963). Судя по отрывочным данным, широкий спектр питания свойствен и континентальным Oryzomys (Cabrera, Yepes, 1940), занимающим нишу крыс. Широкий набор кормов характерен для большого числа мышеобразных форм хомяков Нового Света. Смешанное питание из семян деревьев, трав, а также из вегетативных частей растений характерно для южноамериканских хомяков О. longicaudatus и Akodon olivaceus. Несмотря на значительное перекрывание видового состава поедаемых растений, количественное соотношение семян и вегетативных частей растений для каждого из этих хомяков оказывается видоспецифичным (Murua et al., 1980).
Таблица 2. Влияние симпатрии на пищевую специализацию двух видов Scotinomys, семисимпатричных на склонах вулкана Иразу и в горах Сьерра де ла Муэрте в Коста-Рике (по Hooper, Carleton, 1976).
Для многих тропических мышевидных и крысовидных Cricetinae характерно поедание разнообразных, во многих случаях высококалорийных кормов. Так, в тропиках юга Мексики отмечено поедание: Oryzomys alfaroi зелени, ягод, фруктов; О. fulvescens— зерен; Tylomys nudicaudatus и Otonyctomys hatti — ягод; Nyctomys sumichrasti — листьев; Peromyscus guatemalensis — ягод, зерен и фруктов; P. mexicanus — ягод, зерен и листьев (Wagner, 1961).
Для палеарктических настоящих хомяков характерен смешанный тип питания с широким использованием как генеративных, так и вегетативных частей растений. По нашим данным, смешанный белково-углеводный тип питания характерен для Mesocricetus, в меньшей степени для Cricetus и Cricetulus migratorius. Преимущественно белково-липоидный тип питания характерен для Phodopus sungorus, Ph. Campbellivi и Ph. roborovskii. Значительную долю составляют животные корма (беспозвоночные и мелкие позвоночные) в рационе Allocricetulus eversmanni и A. curtatus.
Флинт и Головкин (1961), посвятившие специальное исследование сравнительной экологии хомячков Тувы, показали, что в питании A. curtatus доминируют животные корма, тогда как у других хомяков их удельный вес ниже (табл. 1).
Cricetus cricetus на Южн. Урале наряду с вегетативными (клубни картофеля, зеленые побеги бобовых) и генеративными (семена овса) частями растений потребляет и животных. Его жертвами нередко становятся не только полевые мыши и обыкновенные полевки, но и водяные крысы (Кириков, 1952).
Преобладание травоядного типа питания характерно для полевковидных хомяков. Так, основу питания Sigmodon hispidus в Неваде составляют стебли трав (Hall, 1946). Другой вид того же рода — S. ochrognathus — питается вегетативными частями злаков, причем один из видов — Boutelona gracilis — составляет основу питания желтоносого хлопкового хомяка (Hoffmeister, 1963).
Преимущественно углеводный тип питания характерен для Andinomys (Yepes, 1935), равно как и для других полевковидных хомяков. Holochilus sciureus питается в основном стеблями сахарного тростника (Twigg, 1965).
В питании близкого вида, Н. vulpunus, замещающего нишу ондатр в Южн. Америке, помимо вегетативных частей растений, существенную роль играют моллюски (Grasse, Dekeyser, 1955).
Наряду с основной для хомяков линией перехода от белкового через смешанный к углеводному типу питания намечается вторая линия, ведущая к исключительно животноядным формам. Для Peromyscus отмечено питание не только взрослыми насекомыми и их личинками, но и регулярное добывание и поедание яиц саранчовых (Telford, 1943).
Каннибализм, специально описанный для Peromyscus (Sterling, 1953), широко распространен и среди других хомяков. Он отмечен нами для Cricetus cricetus, Cricetulus barabensis, С. griseus, Allocricetulus eversmanni, Phodopus roborovskii и даже для Ph. sungorus и Ph. campbelli. Однако вряд ли каннибализм играет сколько-нибудь заметную роль в питании даже наиболее агрессивных видов. Можно предположить, что каннибализм является крайней формой проявления этологических взаимоотношений между членами популяции и может быть последним звеном в установлении структурированной иерархии сообщества.
В питании Onychomys leucogaster летом насекомые составляют 79%, а животные корма в целом 89% к общему объему пищи (Bailey, Sperry, 1929; Hall, 1946), тогда как зимой эти хомяки питаются по преимуществу растительными кормами (Hall, 1946). В летнем рационе О. torridus доминирует пища животного происхождения: наиболее обычны скорпионы (свыше 40% встреч), прямокрылые (около 40% встреч), жуки (около 40% встреч), попадаются изредка остатки мелких позвоночных, остатки растений встречены не более чем у 7% изученных особей (Horner et al., 1964).
Сезонные изменения в составе пищи могут определяться не только наличием или отсутствием данных кормов в это время года, но и физиологической потребностью грызунов в более или менее калорийной пище. Так, для хомячка-саранчееда О. torridus показано резкое возрастание доли калорийных кормов (мяса, семян) при понижении температуры среды, при повышении окружающей температуры спектр питания восстанавливается (Jahoda, 1970).
Южноамериканские хомяки Oxymycterus, Lenoxus и Blarinomys питаются исключительно насекомыми и другими мелкими беспозвоночными (Cabrera, Yepes, 1940). В трех изученных желудках Oxymycterus rufus nasutus я нашел остатки насекомых, кольчатых червей и не обнаружил следов растительных кормов. У O. rutilans во всех 12 исследованных желудках были обнаружены остатки беспозвоночных (Dalby, 1975).
Исследование питания карликовых Cricetinae рода Scotinomys в природе и в неволе показало, что оба вида этого рода — S. teguina и S. xerampelinus — преимущественно насекомоядны. При этом S. teguina более приспособлена, нежели второй вид, к охоте за такими подвижными насекомыми, как прямокрылые. Семена, встречаясь в 98.5 и 90.4% желудков (здесь и далее первая цифра для S. teguina, вторая для S. xerampelinus), по объему составляют лишь 9.6 и 5.4%; ягоды, отмеченные в 49.2 и 31.7% желудков, по объему занимали лишь 2.2 и 1.7% от объема пищи; растительная клетчатка, найденная в 86.5 и 66.7% желудков, по объему составляла лишь 8.8 и 7.8% . В то же время остатки насекомых были встречены в 100% желудков обоих видов, по объему составляя 79.4 и 85.1%. Было отмечено преимущественное поедание жесткокрылых (64.8 и 73.2% от объема пищи), тогда как на долю других отрядов насекомых (Hemiptera, Homoptera, Diptera, Hymenoptera, Odonata и Orthoptera) приходилось лишь 14.6 и 11.6% от объема пищи. Пищевая специализация этих симпатрических и семиаллобиотопических видов обеспечивается существенными различиями в стадиях поедаемых насекомых: S. teguina поедает преимущественно взрослых насекомых (95.5% встреч, 50.5% объема пищи приходится на взрослых жуков, а на личинок жуков — 52.2% встреч и 31.1% от объема), тогда как S. xerampelinus специализирована в основном как личинкоед (42.8% встречи и 11.0% объема приходится на взрослых жесткокрылых, тогда как личинки жуков встречаются в 95.2% желудков и составляют 75.0% от объема пищи) (Hooper, Carleton, 1976).
Замечательно питание хомяков-ихтиофагов Ichthyomys, Rheomys, Anotomys и других близких к ним форм, приспособившихся к поеданию рыбы и мелких водных беспозвоночных. По мнению Хупера (Hooper, 1968а), центрально-американские Cricetinae рода Rheomys трофически и биотопически занимают здесь нишу отсутствующих в тропиках водных землероек — бореальных Sorex palustris и Neomys fodiens. В 6 желудках Rheomys из Коста-Рики и Гватемалы были обнаружены личинки водных насекомых (Trichoptera, Coleoptera, Ephemeroptera, Plecoptera, Diptera), водяные пауки и остатки рыбки Rhamdia из сем. Pimelodidae (Hooper, 1968а). Однако на юге Мексики было отмечено, что Rheomys поедает и вегетативные части растений (Wagner, 1961).
Таким образом, в освоении ниш питания мы наблюдаем среди Cricetinae два направления: основное — переход к углеводному типу питания и второе — переход к исключительно белковому типу питания. По-видимому (об этом подробно будет сказано ниже), исходным для этой группы, как и для всех Cricetidae, был преимущественно семеноядный тип питания (Воронцов, 1962а, 1962б).
Экология Nesomyinae совершенно не изучена, и следует воздержаться от характеристики типа питания этой группы. Myospalacinae приспособлены к преимущественно углеводному типу питания подземными частями растений. Можно предполагать, что то же свойственно и Tachyoryctinae.
Среди Gerbillinae часть форм (Gerbillus, Meriones) характеризуется преимущественно зерноядным типом питания, более специализированные виды (Psammomys obesus, Rhombomys opimus) приспособлены к преимущественно углеводному питанию (Petter, 1961b).
Полевки (Microtinae) пошли по пути приспособления к углеводному типу питания (Hinton, 1926; Наумов, 1948; Огнев, 1950; Воронцов, 19626, 19676), хотя и среди них имеются формы со смешанным, в значительной степени семеноядным типом питания (Наумов, 1948; Воронцов, 19616).
Вопрос о влиянии симпатрии на степень пищевой специализации, снижающей межвидовую конкуренцию за пищу, до недавнего времени оставался почти неизученным. Интересные данные в этом отношении были получены недавно Хупером и Карлетоном, изучившими степень пищевой конкуренции между двумя видами Scotinomys в условиях аллобиотопии и симбиотопии (табл. 2).
Источник: Н. Н. Воронцов. "Фауна СССР. Млекопитающие. Том III, вып. 6.", 1982 г.
Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Добавить комментарий:
Зверо-Видосы:
"Рома" пишет на странице: Белые медведи пробираются по ледникам.
15.10.2024 13:36:06
Нажать "Play" (треугольник)
"медвежонок не забрался" пишет на странице: Белые медведи пробираются по ледникам.
14.10.2024 15:01:09
а как видево запустить?
"Волкообразный гиеноневидная недолиса" пишет на странице: Гиена полосатая и другие.
10.10.2024 02:23:23
Асманский дьявол р приносит вред быту и кладбищем, ворон больше выскакивает во время приёма пищи из общего стола.две гиены не могли растащить всех ССОР.И даже затащить)))
"карельский тролль" пишет на странице: Ящерица прыткая.
18.05.2024 13:12:51
Спасибо большое за статью, долго искал ящерку и её описание
"Олег" пишет на странице: Циногнат – прародитель современных млекопитающих.
01.05.2024 03:11:17
Какие ж они тебе "динозавры зверообразные"? Это зверозубы, они же звероящеры, они же синапсиды. Я понимаю, что ребенок мог бы брякнуть такое, поскольку динозавром считает любого земного монстра. Но давайте тогда может запишем туда и крокодилов, и акул? Это так не работает. Не любой древний ящер является собственно динозавром, в них даже не попадают птерозавры и ихтиозавры, потому что это уже другая ветка. А вы туда зверей записали? Серьезно?
Последние 11 статей:
- Саранча атакует поля и города.
- Мешкокрылая летучая мышь из Новой Зеландии.
- Охота таутары. Смертоносные зубы гаттерии.
- Миграция тысяч оленей карибу.
- Движение солнца во время летнего солнцестояния.
- Попугаи киа дерутся.
- Горный попугай киа в снегах.
- Саранча. Супер рой.
- Рост травы в ускоренной съёмке.
- Медведица ведет малышей кормить.
- Белые медведи пробираются по ледникам.